Дмитрий Луг

Праздничная Поэзия

 
Дмитрий Луг
Взошёл на трон Щедрец дневальный
Ах, Велес*-ясень – свет кладезной,
Славянских святок пир завальный –
Карачуна сменив в трапезной,
Взошёл на трон Щедрец* дневальный,
Где, обнажив чин генеральный,
Созвал народ хвалой любезной,
И Русь кунулась в транс сакральный.

И Колядам* не склалось шансов,
Собрав пожиток в скарб остатки –
Они, прикид мурыжа ляпсов,
Стали учтивы, падки, кратки –
Взвалив на горбыли палатки,
Задали пешедралом рамсов
До будущей своей колядки…

Двенадцать долей в две недели –
Шесть промежутков светло-русых,
По всей земле гремя, гудели,
На иноверцев сыпля ужас –
И даже шибче поднатужась,
Гоняли вздорные метели –
Их, затворив в темницу, кружась.

И Праздник взбрендил скипидаром –
Второй декадой в ночь гуляя,
Не полоскав душ чистых нравом
И людям боль не причиняя,
Расизмом хлеб не разделяя,
Все заразились новым даром –
В Турицах* кличем урожая.

Ах, Велес* – проказень смышлёный
И Щедреца отец телесный –
Ты, добрым детищем крещённый,
Призвал в отраду мир небесный,
А сын твой – шалунишка местный
И с Русью узами скреплённый,
Слывёт вовек – как самый честный…

* Щедрец традиционно празднуется после Коляды - с 31 декабря на 1 января. Щедровки входят в состав Больших зимних святок или Больших Велесовых святок, которые отмечаются с 24 декабря по 5 января. Прямо посреди святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки, проходит Щедрец. После Щедреца начинаются *Велесовы дни, которые заканчиваются *Турицами 6 января. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.

После того, как власть *Корочуна (Карачун) ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие *Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие.
14.11.2022 10:37
Белый и вольный стих
 
Дмитрий Луг
Как орлицей на пир Масленицы
В приближении сырной седмицы,
В примирениях прошлых обид
Наряжаются в кофрах девицы –
Чудодейством славянских ланид
В естествах завершая прикид
Видом крашенной Комоедицы*.

Околесицей новой зарницы
В колеснице задорного дня,
Как орлицей на пир Масленицы
Завихрятся на празднество для
Разгуляя, игрищ и питья
Бравых русичей сёла, станицы.

И запахнет блинами Земля,
Разольются сметаною реки –
Равноденствием календаря
Печь лепёхи, сочень, чебуреки
Станут люди – Руси человеки
И друг другу удачу даря.

Забурлит киселём Мясопуст*,
Пост храня в утешение хлеба –
Без жаркОго желудок не густ,
Hо не требует сала нутреба,
И хватает пахучего греба
В этот лакомый яствами хруст.

Всю неделю духарь удалым
Шлёт весёлые с умыслом встречи,
Где на красной горе молодым
Заготовит на сватанье свечи
И, припрятав невест в дом стеречи,
Женихам приурочит калым.

К тёщам сваты нагрянут слихва
И по масленке крепко засядут –
Загуторят делОм – не брехня,
Да историй житейских расскажут,
И блин жертвенный Комам* намажут,
Чтобы не был овёс не в коня.

Целовальник* припудрит хвалеб,
От души всех смирив в воскресенье,
И прощений повинных взахлеб
Превратит дань, моля, в уваженье –
Даст страдальцам покой, утешенье,
Милосердьем крестив длань судеб.

*Комоедица – Масленица. В весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце – круглое, желтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепешки приняли вид современных блинов.

*Мясопуст – Праздник Сырная седмица или Мясопуст, который предваряет Великий пост.

*Комам – В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю – медведю. «Медвежьему» богу – или по-древнеславянски Кому – в дар преподносили блины – откуда и пошла поговорка «Первый
блин Комам», то есть медведям.

*Целовальник – «Прощённое воскресенье» или «Целовальник»
13.11.2022 12:48
Белый и вольный стих
©2024 Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Копирование запрещено!